Этнопроект «Рязанская свадьба» - самобытные традиции свадебных обрядов

 

Традиции в современной постановке, дни «Рязанской свадьбы» в окрестностях Скопина.

 

 

г. Скопин, свадьба, 2013 год.

 

 

Выкуп невесты.

Этнофестиваль: свадьба в обрядовой традиции села Секирино.

Вручают живую курицу.

Несут дугу украшенную гирляндами из листьев с цветами.

 

 

С целью сохранения культурной самобытности народа, одним из мероприятий, проводимых в рамках второго фестиваля работников культуры Рязанской области, стал организованный для пропаганды и восстановления утрачиваемых ритуальных традиций свадебных обрядов этнопроект «Рязанская свадьба». Основная часть мероприятия прошла в рамках празднования семидесятипятилетия Рязанской области 15 и 16 июня 2012 на территории Скопинского района в селе Успенское.

Красочное этномероприятие было проведено наилучшим образом, подготовлена вместительная территория отводимая организаторами для проведения фестиваля, устроена временная автостоянка, рабочее пространство с возведённой крытой сценой. Общая длинна расположенных под открытым небом праздничных столов сервированных для гостей свадебного застолья превысила сто метров.

Для участия в программе праздника были приглашены фольклорные коллективы представившие двадцать восемь муниципальных образований Рязанской области, также было много гостей из других регионов приехавших на праздник для общения в неформальной обстановке.

 

Рязанская свадьба - этнопроект  в Скопинском районе.

Женщина в национальном костюме держит корзину плетёную из прутьев ивы.

Тряпичные конкурсные куклы-фигурки символизирующие новобрачных.

Отдых фольклорного ансамбля.

Среди известных в стране людей – заведующая кафедрой, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Наталья Николаевна Гилярова, -старший научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького, доктор филологических наук, Елена Александровна Самоделова,  - собиратель народного костюма, автор книги про народную одежду, уроженец Рязанщины, преподаватель Московского государственного университета культуры и искусств, Глебушкин Сергей Анатольевич.

Секиринский девичий костюм.

\

 

     
Старинное пёстрое покрывало из разноцветных лоскутков.

 

 

 
Секиринская свадьба.

 

Свадьба Рязанской области, в том числе и села Секирино Скопинского района, описывается в работах Е.А. Самоделовой. К сожалению, в последние десятилетия ХХ века многие моменты свадьбы, составляющие обряд, были утеряны, а многие претерпели трансформацию.

В связи с уходом из жизни носителей традиции, уходит и сам обряд, так как знания зачастую не передаются. Новое поколение должно сохранить то, что осталось, и, по возможности, восстановить утраченные части ритуала, или хотя бы знать свою этническую традицию.

На территории всей России начальным этапом свадьбы является сватовство. Ведущим его признаком во времени проведения свадьбы, наравне с календарной приуроченностью, является соотношение со временем совершеннолетия девушки или молодого человека.

 

Как и по всей России, в секиринской традиции согласия жениха и невесты на свадьбу не спрашивали, и зачастую молодые знакомились друг с другом непосредственно во время свадебного обряда.

 

   Свадебный обряд Рязанщины, его реконструкция в рамках празднования 75-ти летия Рязанской области 15-16 июня была представлена:

Сватовство (навязывание) – сс. Ильинка и Секирино Скопинского района;

Сбор невесты к венцу – Этноцентр «Заряна» Шиловского района;

Выкуп невесты – с. Котелино Кадомского района;

Девичник, выкуп невесты, отъезд молодых к венцу – фольклорный ансамбль «Дарница» и «Народный коллектив Рязанской области» Народный хор ГАОУ СПО «Рязанский музыкальный колледж им. Г. и А. Пироговых».

Фотография рядом с осликом.

  Фотография от 17.06.2012 года.
     

 

"...Приехав в конце 80-х годов в село Секирино Рязанской области, я был удивлён, что местные жительницы, в основном пожилого возраста, ещё ходят в понёвах и поднизывают под платок "косы". Это ли не сохранение местных традиций, это ли не урок нам, как дорожить своим достоянием? В каждой избе сундуки ломились от понёв, запонов, "хфранцузских" платков. Не очень-то легко люди хотели расставаться со своим добром.

А это было припасено не только для себя, но и для будущего поколения по родству. Каждый костюм был именным: и для дочери, и для внучки. "А может оденут, когда замуж будут выходить", - слышал я в ответ, когда был заинтересован в понравившемся костюме.

 Время уходит от нас безвозвратно, и я все чаще задумываюсь, сколько же еще всего можно спасти или вырвать из рук варваров? Ведь это невоспроизводимый материал, это часть нашей культуры, часть нашей души, часть нашего народного достояния, и забывать об этом мы не имеем права. И пока я могу, я буду делать свое дело - что-то узнавать, куда-то ехать, что-то находить!... "

  На фото: Елена Александровна Самоделова, Наталья Николаевна Гилярова, Сергей Анатольевич Глебушкин.
     
В агроусадьбе «Приволье» у источника.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот уже долгие годы фольклористы Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского планомерно собирают фольклор Рязанской области. В 1978 году участники музыкально-этнографической экспедиции объединились в фольклорный ансамбль для того, чтобы попробовать петь песни так, как они звучат в народе.

Для музыканта-профессионала это довольно сложная задача. Надо долго вживаться в особый строй народной музыкально-поэтической речи, перенимая ее тембровые, ладоинтонационные, диалектные особенности.

Песня в исполнении городской молодежи не должна стать точной копией оригинала, разученного по нотам. Ведь подлинное мастерство исполнения заключается в постоянной изменчивости, вариантности, сочетающейся с соблюдением определенных законов местной традиции.

Лишь тогда песня становится живым организмом, а не музейным экспонатом.